Ксения Алферова: Помогать должны не компании, а люди

В рамках Деловой площадки V Санкт-Петербургского международного культурного форума в Российском этнографическом музее состоялась панельная дискуссия «Культура и бизнес: вместе нельзя врозь. Культура как инструмент корпоративной социальной ответственности». В обсуждении приняли участие актриса и основатель благотворительного фонда «Я есть!» Ксения Алферова, вице-президент агентства «Михайлов и партнеры», телеведущая Марианна Максимовская, а также предприниматели и специалисты в области корпоративной культуры.

 

 

«Сейчас много говорят о том, могут ли власти поддерживать культуру вне госзаказов и должен ли бизнес финансировать культуру, не требуя ничего взамен. Какие приоритеты в формировании благотворительных бюджетов использует бизнес и как должны помогать друг другу все стороны взаимодействия? На эти и многие другие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы», — заявила Марианна Максимовская.

 

Представители крупного бизнеса сошлись во мнении, что социальная поддержка бизнеса сегодня формируется на основе программ по развитию территорий присутствия. Цель — повышение уровня жизни сотрудников, предоставление возможностей для их самореализации и вклада каждого в развитие бизнеса, обеспечение доступности искусства для широких слоев общества.

 

«Успех компании “Северсталь” — это корпоративная культура, а культура в целом — залог успеха страны. Искусство является драйвером развития регионов. Финансирование культуры — это поиск ответа на вопрос не “сколько?”, а “как?”. Бизнес, безусловно, должен помогать в тех отраслях, где государство и общество пока не справляются самостоятельно», — считает начальник управления по корпоративной ответственности и бренду АО «Северсталь Менеджмент» Наталья Поппель.

 

Спикеры также обсудили существующее законодательство по благотворительной деятельности. По мнению экспертов, необходимо искать модели сочетания ведения бизнеса и меценатства, которые не будут понижать конкурентоспособность компаний, а наоборот, ее увеличивать.

 

«Сегодня в нашем законодательстве существует весомая системная ошибка: нарушение принципа равенства налогообложения физических и юридических лиц. Налоговые льготы предусмотрены только в отношении доходов физических лиц, тогда как компании осуществляют помощь обществу за счет чистой прибыли. Мы не ставим перед собой вопрос, должен ли бизнес поддерживать благотворительность. Безусловно, должен. Но обратная сторона бизнес-решения противоречива: собственники хотят получить сверхприбыль в виде дивидендов. Общество и государство не может требовать от бизнеса перестать быть бизнесом. Бизнес, решая, что и как поддерживать, должен помнить, что бизнес есть бизнес», — считает директор Центра корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс Юрий Благов.

 

Директор по связям с общественностью ПАО «МегаФон» Петр Лидов выделил главные приоритеты и возможности в вопросе повышения заинтересованности бизнеса в благотворительной деятельности: финансовое стимулирование (налоговые льготы) и нефинансовые стимулы (повышение корпоративной ответственности СМИ):

 

«СМИ сегодня не готовы упоминать бизнес в качестве спонсоров мероприятий безвозмездно. Они позиционируют это как рекламную кампанию и хотят получать от нас деньги за нашу благотворительную деятельность».

 

В завершении дискуссии в рамках Деловой площадки Наталья Поппель акцентировала внимание коллег на том, что доверие к меценатству необходимо воспитывать. И сделать это сегодня могут только СМИ (по статистике — доверие к телевидению составляет более 60%):

 

«Создавать доверие, чтобы сделать его масштабным, чтобы оно было разумным и эффективным для бизнеса, государства и культуры — это задача, которую решить могут только совместные усилия бизнеса, государства и культуры», — отметила эксперт.