Габриэл Прокофьев и Даниэль Поллак рассказали, как вдохнуть жизнь в классическую музыку

На пленарном заседании «Сохранение мирового культурного наследия: национальные стратегии и глобальные вызовы» композитор Габриэль Прокофьев и пианист Даниэль Поллак поделились мнением о функции академической музыки в эпоху высоких технологий.

 

 

Прокофьев рассказал, что последние несколько лет занят проектами, призванными интегрировать классическое наследие в современную повседневную культуру. Прежде всего — это оригинальное живое исполнение музыки в клубе Прокофьева Nonсlassical, где сочетаются академическое исполнение и электронная музыка.

 

«Мы знаем стоимость скрипок Страдивари, и мы думаем, что надо их хранить где-то в подвале, вдали от любопытных глаз. Но инструмент — как живое существо. Если на нем не играть, он высыхает и умирает. Так и с культурой: если ее не практиковать, она теряет свою ценность. Надо ее оживлять таким образом, чтобы ею особенно интересовалось молодой поколение. Ни в коем случае нельзя запирать от них двери», — заявил Прокофьев.

 

Он отметил, что мы воспринимаем как должное свое понимание классической музыки, но большинство населения земли не знакомо даже с формальностями классической традиции — когда аплодировать, когда сменяются акты. Для просвещения людей следует вывести музыку за пределы книг и учебников.

 

«В рамках организации Nonсlassical мы доказали, что даже сложная классическая музыка может затрагивать струны в душе каждого. И многие другие объекты культуры, которые кажутся нам элитистскими, могут быть оценены самой широкой аудиторией», — говорит композитор.

 

С ним согласен лауреат первого конкурса Чайковского в Москве в 1958 году, пианист Даниэль Поллак, который отметил, что академическая музыка выживает только в условиях вдумчивого слушания на концертных площадках, и никакой домашний кинотеатр не заменит магии живого выступления.

 

«От поп-культуры можно многому научиться в смысле маркетинга и промоушена. Единственный способ обеспечить выживание классической музыки — понимать, что музыка любит диссонанс. Необходимо больше включать классической музыки в репертуар современных исполнителей, мы должны больше соответствовать новациям. Именно исполнитель может заинтересовать аудиторию и пробудить интерес к музыке даже среди самых несведущих слушателей», — считает Поллак.