Европейские фестивали расширяют культурные границы

Европейские эксперты поделились на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме принципами поддержки культурных проектов и работы с артистами, а также способами привлечения публики к изучению искусства и исторического наследия. Встреча прошла 2 декабря в рамках круглого стола «Взаимодействие различных культурных институтов как возможность для создания единого культурного пространства».

 

  

 

«Мы верим, что культурное наследие должно быть частью повседневной жизни, чтобы люди были включены в принятие решений. Для нас культура не столько набор ценностей, сколько пространство для свободного творчества — это то, что мы делаем внутри Евросоюза и то, что мы пытаемся сделать в отношениях с другими странами», — отметил в начале дискуссии глава департамента культурных проектов и инноваций, образования и культуры Европейской комиссии Вальтер Зампиери.

 

Он рассказал о системе поощрения артистов и художников в Евросоюзе: особенно выделяют тех, кто смог создать продукт, вышедший благодаря своей популярности за пределы одной страны ЕС. Поддерживаются социальные сети, платформы и площадки, объединяющий людей вместе. Кроме того, в Европе создан специальный гарантийный фонд для выделения средств начинающим артистам, которых не хотят кредитовать банки. Зампиери отметил, что к 2020 году в ЕС будет насчитываться около 3 тысяч профессионалов в сфере культуры, работающих в рамках единой ассоциации. При этом около 50% бюджета европейских культурных проектов выделяется кинематографу, а остальное идет на другие сферы искусства и культуры.

 

Министр культуры Ломбардии Кристина Каппеллини рассказала о новом регулирующим культуру законе, принятом в подведомственном ей крупнейшем и богатейшем регионе Италии. «Он рассчитан на сохранение местных идентичностей, на интеграцию внутрирегионального и межрегионального подхода. Поощряется распространение новых форм молодежной культуры, под культурные события выделяются новые места, ранее не связанные с искусством», — рассказала министр.

 

Новый подход предполагает поощрение выступлений региональных театров в разных городах страны. Было реализовано 37 проектов, направленных на популяризацию и пропаганду культуры региона, а также привлечение к историческому наследию плохо охваченной аудитории — детей, пожилых людей, инвалидов.

 

«Культура и туризм всегда идут рука об руку», — отметила Каппеллини. Она поделилась успехами всемирной выставки Экспо-2015, когда приезжим выдавался единый абонемент на музеи Ломбардии, который позднее распространился на прилегающие регионы.

 

На круглом столе также выступила генеральный секретарь Европейской ассоциации фестивалей Катрин Девентер.

 

«Сегодня я скорее приехала учиться у вас — у организаторов фестивалей, у артистов и у властей, — узнать о вызовах для проведения фестивалей в конкретных регионах России. Есть база для развития — и для российских, и для европейских фестивалей, для кооперации друг с другом», — считает она.

 

Девентер отметила, что стала первой женщиной и самым молодым человеком, возглавившим Ассоциацию за 50 лет, поэтому для нее культурные проекты связаны с выходом из зоны комфорта и расширением границ.

 

«Операторы культуры всегда выходят за границы — между городами, регионами, странами, всеми границами, которые люди строят друг для друга. Мы должны позволять обмен любыми точками зрения и взглядами. Новейшая фестивальная история Европы берет начало с послевоенного времени, когда многие страны были разрушены. Сегодня Европа — это континент, собрание стран, а главное — мирный проект,