Высокая литература не исчезнет в «песочный век»

2 декабря на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме в рамках программы секции «Образование» состоялся виртуальный диалог «Post-литература или будущее культуры в цифровую эпоху». Трансформация литературы в новые виды и форматы, ситуация на книжном рынке и уровень читательской культуры — эти и другие темы стали предметом дискуссии известных писателей и специалистов.

 

 

«Книжный бизнес сейчас трясет, тиражи падают, — сетует директор департамента развития, брендинга и PR российского издательства «АСТ» Марина Абрамова. — Мы отстаем по количеству читаемых книг от Европы в 10 раз. Средний тираж — 3500 экземпляров, лайков под постом в соцсети и то больше. Но в данный момент книжный рынок подрастает, и в основном за счет национальной литературы, 3-5% — легальный электронный книжный рынок».

 

 

«Толстые романы в прошлое не ушли, они процветают наравне с короткими рассказами, постами в блогах и анекдотами, — заметил Андрей Аствацатуров, писатель, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. — При этом заметно отсутствие спроса на интеллектуальные романы, покупатель в книжном предпочтет взять легкое чтиво».

 

«Читатель не очень хочет знать о явлениях культуры, он хочет увидеть отражение реальности в себе самом, хочет сопереживать», — говорит исполнительный директор по медиа группы компаний Rambler & Co Алексей Гореславский. «Должно пройти время, чтобы человека, написавшего что-то, заметили. Написанное им должно соответствовать критериям интересного стиля и актуальности. Сложно оставаться на волне популярности постоянно», — считает он.

 

Президент фонда «Академия российского телевидения» Александр Акопов отметил, что сейчас в разновидность литературы превращаются сериалы. Есть сериалы-романы (длинная история), есть сборники рассказов (одни герои и разные ситуации/приключения), большое кино, полнометражки. Сценарий — тоже литература, пусть и специфическая.

 

Нынешнее время Акопов назвал «песочным веком» литературы: «Нет героя, конфликта, сюжета, ситуации, в которой можно распознать жизнь. Зато есть огромное количество сатиры и недовольства происходящим, жанр доноса».

 

«Мы живем в эпоху визуального поворота мышления, — рассуждает Гинтаутас Мажейкис, глава отделения социальной и политической теории факультета политологии и дипломатии, Университет Витовта Великого. — Появляются электронные сказители. Литературе на фоне таких поворотов приходится бороться за внимание. Рынок внимания — это инерция потребления и чтения. Сегодня запомнят тебя, а завтра уже другого. Приходит новое время, к которому еще не все привыкли».

 

Несмотря на происходящие трансформации, высокая литература, по мнению участников, останется всегда. Будет много разных форматов для чтения, а для авторов — большое поле для творчества и экспериментов.