Виртуальная реальность стала реальностью

На полях Деловой площадки V Санкт-Петербургского международного культурного форума 3 декабря состоялся круглый стол «Инновации в медиа как инструмент популяризации культурных объектов». Партнером мероприятия выступил Международный Телеканал RT.

 

 

 

Модераторами круглого стола в Российском этнографическом музее стали руководитель отдела программ о культуре Дирекции программ английского вещания ТК Russia Today, руководитель радио RT Дмитрий Мириманов и эксперт по виртуальной реальности, VR-консультант RT Алина Михалева.

 

«Виртуальная реальность существовала на протяжении всего XX века. Но только в 2016 году виртуальная реальность стала реальностью. VR считается четвертой технологической революцией. Ценность ее — предоставление возможности людям из самых отдаленных уголков мира, которые по разным причинам не могут лично побывать в культурных институтах, посетить самые необычные и отдаленные местах. VR — это начало большого пути», — сказала Алина Михалева.

 

Участники дискуссии обсудили историю развития VR-технологий в России: от применения только в компьютерных играх до использования в космическом пространстве. Одним из ключевых реальных виртуалов является Международный Телеканал RT. Эксперты телеканала презентовали ключевые проекты VR, которые уже получили всеобщую популярность среди пользователей: виртуальная камера «Космос» — уникальная возможность взглянуть на Землю глазами космонавтов и побывать на космической станции, прямая трансляция мероприятий из Мариинского тетра.

 

 

 

В рамках работы Деловой площадки состоялась премьера VR-продукта RT — виртуальной экскурсии по Большому театру. В круглом столе принял участие генеральный директор Большого театра Владимир Урин, который представил свой взгляд на возможности использования VR-технологий для популяризации искусства:

 

«Театр может существовать по-настоящему только тогда, когда в зале есть реальный зритель. VR в театрах — это, безусловно, прекрасно, потому что таким образом к красоте искусства могут прикоснуться максимальное число зрителей. Однако новые технологии не заменят настоящие эмоции, которые ощущаются в зрительном зале. Театр всегда останется театром со своими законами, которые необходимо сохранять при вторжении новых технологий в театральное искусство».

 

Успешным опытом применения инновационных инструментов для продвижения культурных объектов на примере реализации проекта «Презентация музея 3D на кардбордах» поделился заместитель генерального директора ГМИИ им. Пушкина Владимир Определенов. Особое внимание эксперт уделил возможности использования проектов оцифровки культурного наследия в образовательных целях.

 

В обсуждении затронули и возможности использования портала «Культура.РФ» в просветительской деятельности. Портал сегодня — это мощнейший ресурс, объединяющий ресурсы более 200 музеев России. Особое внимание специалисты портала уделяют качеству оцифровки культурного наследия. Эксперты отметили, что Министерство культуры РФ активно поддерживает инновационные проекты в этой области.

 

В конце дискуссии министр культуры Сербии Владан Вукосавлевич определил ключевые проблемы в продвижении культуры в новой реальности СМИ:

 

«Деловая площадка форума — это прекрасная возможность обменятся мнениями о том, как наука и технологии могут сделать культуру доступной. Однако сегодня владельцы СМИ не воспринимают культуру всерьез. В гонке за прибылью они приспосабливаются к усредненным и низким критериям развлечений, которые сложно назвать искусством. Мы наблюдаем триумф коммерческих программ, где не становится главным качество продукта искусства. Государство и регулятивные органы должны осознавать, что СМИ и интернет — это важнейшие участники формирования культурного наследия отдельных стран и мира в целом. Банализация интересов общества и закрытость отдельных учреждений культуры не должны стать преградой на пути к культурному воспитанию общества и повышению его самосознания».