На Культурном форуме исполнили считавшуюся утерянной Симфонию №1 Георгия Свиридова

Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии 2 декабря в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума представил в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга 1-ю симфонию Георгия Свиридова.

На Культурном форуме в Петербурге исполнение 1-й симфонии Георгия Свиридова встало в ряд с другими долгожданными событиями, включая премьеру «Погребальной песни» Игоря Стравинского в Мариинском театре, также считавшейся утерянной более ста лет. Честь сыграть симфонию Свиридова выпала Губернаторскому симфоническому оркестру Иркутской областной филармонии под руководством Илмара Лапиньша.

 

 

 

21-летний композитор создал свою первую симфонию в 1937 году, когда учился в Ленинградской консерватории в классе Дмитрия Шостаковича. Выраженное влияние Шостаковича музыковеды отмечают в дебютном произведении Свиридова, которое исполнили со сцены предположительно лишь единожды, в рамках закрытого отбора к Первой декаде советской музыки.

 

Точно не известно, почему 1-я симфония больше не исполнялась и в конце концов затерялась в семейном архиве.  Предполагают, что она не укладывалась в рамки канонов советских симфоний 1930-х годов, и неуспех произведения мог расстроить композитора. Кроме того, планам автора относительно симфонии могли помешать война и гонения на «формалистов» в 1940-е годы. Позднее Свиридов считал рукопись симфонии утерянной. В этом году партитуру случайно обнаружил, разбирая архивы, племянник композитора.

 

«Первое исполнение симфонии № 1 Георгия Свиридова в Петербурге — это, по сути, настоящая мировая премьера. Для нашего города эта премьера глубоко символична — ведь великий русский композитор начинал путь именно здесь, именно в Ленинграде были созданы его первые произведения, принесшие ему славу, здесь он написал три симфонии и два фортепианных концерта, что дало повод его учителю Шостаковичу считать Свиридова “врожденным симфонистом”. Премьера симфонии в рамках Форума — наглядный пример общественного и государственного внимания к проблеме сохранения культурного наследия России», — отмечает племянник композитора Александр Белоненко.