Из ЗИЛа в Эрмитаж

Сегодня, 3 декабря, в рамках секции «Креативная среда и урбанистика» V Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла презентация проекта здания Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве. Участники обсудили совершенно новое городское решение — проект Музея современного искусства «Эрмитаж-Москва» в рамках масштабного проекта жилого комплекса «ЗИЛАРТ».

 

 

 

По словам Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, создается новый нетипичный для Москвы креативный район. При этом проект превосходит по задумке и масштабу легендарную Москву-Сити.

 

«У нас появилась идея создать филиал музея. Мы изучали мировые примеры подобных редевелопментов и увидели, что в каждом из них кроме стандартной застройки (офис, торговля), входила еще культурная составляющая, чтобы территория влилась в жизнь города. Но сложным вопросом остается перестройка промышленных территорий», — говорит Иван Романов, управляющий директор компании «Группа ЛСР». — Была сформирована общая концепция: мы постарались сохранить историю этого места: оставили некоторые из зданий, которые были построены на заре освоения этих территорий, и собрали звездную команду архитекторов. Перед нами задача создать новую среду, район, какого в Москве еще нет».

 

Как считает Романов, XXI век — это век, когда на первое место выходит развитие личности, ее творческого и интеллектуального потенциала. Поэтому проект «ЗИЛАРТ» представляет собой сочетание жилья с составляющими искусства. Это формат «город в городе», где объединены жизнь, природа, знания, отдых, притяжение.

 

«Наши идеи совпали с идеями Эрмитажа открыть филиал в Москве, — продолжает Романов. — Но пространства на известных площадках не хватало. Так и родился проект Эрмитаж-Москва. Власти Москвы нас поддерживают».

 

В Москве, по словам Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, будет сделано несколько центров современного искусства: ГЭС-2, Пушкинский музей и «Эрмитаж-Москва». На вопрос о том, что в этом проекте первичное, Эрмитаж или общественное пространство, Пиотровский ответил:

 

 

 

«Эрмитаж — приманка. А “Эрмитаж-Сити” — это пространство, где можно выставить практически все. Пространство, построенное для того, чтобы делать там современное искусство».

 

«Это замечательный архитектурный опыт для меня. Мы работаем, опираясь на обширные знания и энтузиазм. “ЛСР” — люди, оказавшиеся замечательным клиентом-визионером. Редко есть клиенты, которые верят в культуру и в будущее», — делится архитектор проекта Хани Рашид. — Сформировалось понятие города внутри музея и музея как пространства. Мы начали с понятия времени, так как музей — временное событие. Сколько времени можно здесь провести? В здании будут учебный центр, исследовательские помещения, кинотеатр, галереи, где знакомятся с благородным и современным искусством. Само здание — воздушное, прозрачное, может трансформироваться в зависимости от освещения и погоды. В нем царит утонченная атмосфера, как будто ты в другом мире, но остаешься на связи с городом. Это придется по душе москвичам, ведь люди приходят не только развлекаться, но и прикоснуться к истории. Настоящий музей XXI века».