Вячеслав Полунин: Между искусством и жизнью не должно быть рамок

3 декабря в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялось пленарное заседание «Международное сотрудничество в области циркового искусства и уличного театра». Участники обсудили вопросы популяризации циркового искусства и другие вызовы времени.

 

«Мы видим проблемы и видим пути их решения, — заявил Дмитрий Иванов, генеральный директор компании “Росгосцирк”. — Удалось привести в порядок механизм циркового конвейера: мы расширили географию гастрольной деятельности, теперь в нашу программу добавилось множество “заблокированных” раньше городов. Недавно состоялись переговоры с Турцией, Японией, так что “Росгосцирк” вернется на международную арену. Есть к чему стремиться, ведь на цирковых фестивалях наши артисты занимают самые достойные места, завоевывают золотые и серебряные награды».

 

 

 

«Наша главная идея — театрализация жизни, распространение искусства в том, чем мы живем, — говорит народный артист России Вячеслав Полунин. — Мы делаем не искусство, а то, что затрагивает повседневность. Люди должны научиться жить так, чтобы каждая их мысль и движение были творчеством. А фестивали — это возможность показаться, пообщаться, разбудить вдохновение, — это формула сотрудничества. Он не может быть просто технологичной операцией, это часть образа жизни. Не должно быть рамок между искусством и жизнью».

 

Наталья Табачникова, заместитель художественного руководителя «Международного театрально-культурного центра Славы Полунина», рассказала о том, что считает нынешней целью работы цирков мира:

 

«История активного международного сотрудничества началась еще в 1989 году, с фестиваля “Караван мира”, когда театры разных стран проехали по миру единым сообществом. А сегодняшняя задача ясна: должны быть совместные фестивали уличного театра, цирка и современного искусства, характер которых не должен быть конкурсным. Цирковое искусство доступно всем, поэтому оно так легко выходит на улицы».

 

К тому же, подчеркнула Табачникова, актуальной остается проблема образовательного и информационного сопровождения цирковых событий. Система международных мастер-классов была бы неплохой идеей, но также нужны публикации книг, освещение жизни цирка на телевидении. В частности, в этом году организаторы секции «Цирк и уличный театр» подготовили к изданию уникальную книгу «Жонглеры. История в лицах».

 

«В области циркового искусства мало пишущих людей, критики, литературы в целом, — продолжает Табачникова. — Каждый год мы стараемся что-то издать, но на русском языке практически никакой литературы нет, мы много переводим. Делаем сайты, посвященные разным проблематикам, с трансляциями наших выступлений, с информацией о цирковом искусстве, наших акциях. Мы хотим делиться знаниями». Необходимым нововведением участники посчитали и телевизионную программу, потому что многие люди почти ничего не знают о современном цирке.

 

«Цирк — это не только то, что люди помнят из детства и юности, он развивается и шагает вперед», — отметила Табачникова.