Культурный форум вышел в город!

Диджей-сеты в клубе «Танцплощадка», мастер-классы в креативном кластере «Пальма», десятки премьерных показов спектаклей и фильмов, уникальные выставки — в этом году целью V Санкт-Петербургского международного культурного форума стало встречное движение классики и современного искусства. Мы подготовили небольшой отчет о том, как это было.

 

 

 

«В прошлом классическая музыка окружала публику везде: в кино, в баре, на улице. Чтобы вернуть музыку в сердца людей, нам нужно вернуть ее в общественное пространство из душных залов», — сказал британский композитор и диджей Габриэл Прокофьев, внук Сергея Прокофьева, 125-летие которого отмечали на Культурном форуме в Петербурге в этом году. Воркшоп в творческом пространстве «Пальма» с виолончелистом Борисом Андриановым, диджей-сет в клубе «Танцплощадка», который посетил даже министр культуры РФ Владимир Мединский, — эти выступления Габриэла Прокофьева стали знаковыми событиями, заставляющими чувствовать присутствие Форума в городе, за рамками официальных площадок. На вечеринке Non-Classic Night британский музыкант исполнил энергичный микс из электроники и классики, виртуозно смешивая хип-хоп, техно и нарезки классических произведений Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. Какая музыка лучше подходит для вечеринки — техно или Стравинский? На Культурном форуме Габриэл Прокофьев продемонстрировал, что ответ может быть весьма неожиданным.

 

В Петербурге с 1 по 3 декабря прошел ряд кинопоказов: это и многообещающие дебюты, каким стала премьера фильма «Софичка» ученицы Александра Сокурова Киры Коваленко, так и мировая премьера ранней ленты самого Сокурова — картина «Одинокий голос человека» сделала молодого режиссера легендой независимого советского кино. К завершению Года российского кино были приурочены не только премьерные кинопоказы. В преддверии Года культурного туризма между Россией и Францией, петербургская книжная сеть «Буквоед» в партнерстве с киностудией «Ленфильм» провели мероприятие «Ночь. Форум. Культурный прием — 2016». В мероприятии были задействованы все три этажа Парка культуры и чтения, на время вечера там расположились галерея, кинотеатр и концертный зал. До полуночи гостей ждала насыщенная программа: музыкальный концерт, парфюмерная дегустация, интерактивная игра «Снимаем кино! Кастинг! Кинопробы!», в которой участники перевоплощались в образы знаменитых героев «Ленфильма» и пробовали себя в роли актеров. Звуки французской музыки, ароматы духов, приветливые мимы — всё это отсылало гостей к Монмартру и Елисейским Полям. Гости услышали настоящих французских шансонье и оперных див, попробовали себя в роли живописцев и нарисовали Эйфелеву башню. В финале вечера состоялся специальный показ фильма «Окно в Париж».

 

Синтезу искусств — поэзии и кинематографа — был посвящен проект Анатолия Белого «Кинопоэзия», презентация которого прошла на Деловой площадке Культурного форума вЭтнографическом музее. На поэтическом вечере «Отражения» со сцены Мраморного зала 2 декабря прозвучали произведения русских классиков: Александра Пушкина, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Сергея Есенина. Стихи прочли актеры легендарного МДТ — Театра Европы под руководством Льва Додина: Елизавета Боярская, Артур Козин, Любовь Константинова, Станислав Никольский, Евгений Санников, Елена Соломонова. Чтения сопровождали короткометражные фильмы по мотивам произведений выдающихся поэтов.«Когда я вижу, что послушать стихи приходит большое количество людей, моя душа радуется и улыбается. Спасибо вам за это! Я предлагаю провести этот вечер в форме диалога. Без четвертой стены. Кинопоэзия для меня — духовная терапия, это излечение от всего негативного, что нас окружает», — признался Анатолий Белый на этом ярком мероприятии Культурного форума, которое стало завершающим аккордом подходящего к концу Года российского кино.

 

Из академических залов к слушателям классическую музыку возвращали на музыкальном променаде «Классика – это не скучно!» в ЦВЗ «Манеж». Шедевры известных композиторов в оригинальном прочтении 3 декабря представили ансамбль «БИС-КВИТ», камерный оркестр «Дивертисмент» и симфонический оркестр Петербурга под управлением Сергея Стадлера. Там же в «Манеже» в рамках Культурного форума работа выставка «Genii Loci. Греческое искусство 1930 года по сегодняшний день», которая стала первой масштабной экспозицией современного греческого искусства в России. Творчество более 100 сегодняшних художников Греции представлено десятками живописных произведений, фотографий, концептуальных инсталляций. В экспозицию вошли как патриархи греческой живописи, формировавшие лицо нового искусства страны в первой половине прошлого века, включая Константиноса Партениса, Фотиса Контоглу, Спироса Папалукаса и их последователей, так и современные авторы, исследующие специфику географической среды обитания — «гений места». Представленных на выставке художников объединяет внимание к античному и византийскому наследию в сочетании с овладением новыми художественными формами и приемами.

 

Специально для того, чтобы открыть свою первую персональную выставку в России на Культурном форуме в галерее искусств KGallery, посвященную Джону Леннону и Йоко Оно, в Петербург приехал американский фотограф Аллан Танненбаум. На Форуме 1 декабря фотограф рассказал о том, как проходили съемки семейной пары: «У нас была сьемка в студии, спонтанные фото, однажды я просто гулял с ними. Я сделал с ними и серию более интимных фото, тогда я был похож на муху на стене, только наблюдал и не мешал моделям». Знаменитый летописец богемной жизни Нью-Йорка представил петербургской публики 40 фотографий любовной истории Леннона и Оно, сделанных с 1975 по 1980 годы, а также опроверг представление о том, что они ненавидели фотографироваться — звездной паре просто хотелось контролировать съемочный процесс. «Радостно, что мы открываем эту выставку. 8 декабря — дата смерти Джона Леннона. Но снимки — дань его жизни и это торжество любви Джона и Йоко», — поделился Танненбаум. Уникальную серию снимков, которая никогда ранее не выставлялась в России и Европе, можно будет увидеть до 7 февраля 2017 года.