Интервью с Послом Форума Дэниэлом Поллаком

В интервью Роберту Брэдфорду первый Посол Санкт-Петербургского международного культурного форума Дэниэл Поллак рассказывал о любви к России и русскому народу, о роли музыки в преодолении противоречий и участии в Форуме 2016 года. 

 

Поездка именитого пианиста Дэниэла Поллака в Россию в декабре 2016 г. стала для него своего рода возвращением на Родину. Уже на протяжении долгого времени являющийся преподавателем Музыкальной школы Торнтона при Университете Южной Калифорнии Поллак описывает себя как «внука великого русского музыкального наследия». Кроме того, именно на московской сцене 23-летний американец заработал свою славу. В 1958 г. благодаря своему превосходному исполнению концерта для фортепиано №1 П.И. Чайковского Поллак стал лауреатом конкурса им. Чайковского наряду с восходящей американской звездой Ваном Клиберном. Именно в тот момент Дэниэл Поллак влюбился в русский народ и его музыкальное наследие, и эта любовь продолжается и по сей день.

 

В декабре 2016 г., в 175 годовщину со дня рождения Чайковского, Дэниэл Полак стал почетным Послом Санкт-Петербургского международного культурного aорума. В ходе Форума он говорил о будущем искусства, а также дал заключительный концерт, билеты на который были распроданы в один момент. В своем недавнем интервью Поллак делился впечатлениями от России, говорил о роли музыки и культуры в целом в сближении США и России в пору непростых взаимоотношений.

    

Впервые Вы приехали в Россию в 1958 г. со своим легендарным выступлением для участия в конкурсе им. Чайковского. После этого Вы еще 17 раз возвращались с гастрольными турами. Какие самые сильные изменения Вы увидели в России во время своего недавнего визита?

 

Я люблю русский народ: люблю их сердца и их душу. Даже сегодня Россия, которую я так люблю, все ещё там, но иногда её приходится и поискать. В непростые времена моего первого визита в 1958 г. все казалось очень мрачным: не только одежда людей, но и их настроение.  Люди всё ещё сталкиваются с большим количеством трудностей. Богатые становятся еще богаче, как и в нашей стране, а среднему классу приходится бороться за выживание. Но я не могу не отметить и прогресс, который я вижу с годами. У меня в России много друзей, не только музыкантов, но людей из разных сфер. Благодаря социальным сетям и культурным обменам мы все больше узнаем друг о друге. Может быть все еще недостаточно, но уже много.

 

Каким образом музыка может помочь преодолеть серьезные политические и философские противоречия России и Соединенных Штатов?

 

Это уже происходит на протяжении многих десятилетий. Когда я впервые выступал в России в 1958 на конкурсе им. Чайковского, я не просто играл – я был послом, связующим звеном между двумя странами. И те из нас, кто были удостоены чести преодолевать подобные барьеры, находились даже впереди формальной дипломатии. Мой язык – это музыка, а музыка – это международный язык. Мне не нужно говорить по-русски, чтобы слушатели меня понимали. Дело все в простом человеческом контакте и тесной взаимосвязи всех троих: композитора, исполнителя и слушателя.

  

На Форуме Вы встречались с Президентом России Владимиром Путиным. Как это произошло?

 

Наряду с другими выдающимися деятелями, которые приехали на Форум, я вошёл в число тех, кто был приглашен на эту встречу. Вначале В. Путин говорил о важности международного культурного обмена, а затем обошел весь зал, чокаясь с каждым из присутствовавших. Он подошел ко мне и спросил меня по-английски "Расскажите о себе". Я рассказал ему о том, что мои родители родились в России, что я стал лауреатом первого конкурса им. Чайковского, что мой учитель по классу фортепиано Джульярд родился здесь, и что я много выступал в России. Путин на это ответил мне: «Тогда добро пожаловать в Ваш второй дом». Это все что он сказал, но это очень много значит.

  

Расскажите поподробнее о Вашей роли и участии в Санкт-Петербургском международном культурном форуме в декабре минувшего года.

 

Это был пятый международный культурный форум, и это был первый раз, когда меня избрали почетным Послом, не только Форума, но и Российской Федерации. Одной из главных тем моего выступления был вопрос того, как мы собираем аудитории на представления в современном мире. Сегодня в США мы строим прекрасные центры для представлений разных жанров, но что нам нужно сделать, чтобы заполнить их? Сейчас мы наблюдаем мировой кризис в этой сфере.

 

Мы живём в такое время, когда живое исполнение музыки не особенно ценится как самостоятельный вид искусства, но я убежден, что все зависит от исполнителя: может ли он оживить аудиторю, вернуть её интерес и вовлечь в происходящее даже людей, не имеющих музыкального образования, через эмоциональный заряд, оставляя неизгладимое впечатление. Некоторые могут со мной не согласиться и говорить, что это невозможно, но я своими глазами видел людей, которые всю ночь стояли в очереди в кассы, чтобы утром сразу после их открытия урвать билеты на концерт Владимира Горовица.

 

Музыка успокаивает нас и дарит нам силу. Возможно, послушав «Реквием» Брамса, мы могли бы начать жизнь с чистого листа в мире, полном сострадания. 

 

 

С полным текстом интервью на английском языке можно ознакомиться на сайте Университета Южной Калифорнии.