Сергей Шуб: "Мы всегда ждем в гости хорошие спектакли!"

С 6 по 13 апреля уже в девятнадцатый раз в Санкт-Петербурге пройдет международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России». Откроется Фестиваль знаменательным событием – учредительным съездом Ассоциации русских театров зарубежья. В этой связи мы взяли интервью у директора театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергея Григорьевича Шуба. 

 

Сергей Григорьевич, фестиваль проходит уже в девятнадцатый раз, а Ассоциацию Вы создаете только в этом году. Видимо, появилась потребность. Что побудило Вас этот процесс организовать?   

 

Во-первых, сам Фестиваль существует более 20 лет. Но первые 2 или 3 фестиваля проходили через год, но так велико было желание театральных деятелей встречаться, что его стали проводить регулярно.

За эти годы Фестиваль окреп, набрал силу и сегодня имеет статус авторитетной площадки. Фестиваль уже приобрел достаточно большое количество друзей, участников, возникла мощная база данных о театрах, существующих на пространстве бывшего СССР. Кроме того, появились новые театры, в том числе и в дальнем зарубежье: в Австралии, Германии, Израиле, Австрии. Но стало больше и задач: чем дальше мы уходим от общего культурного театрального пространства, тем больший возникает дефицит кадров. Раньше эти театры были общими «сообщающимися сосудами» и, скажем, в Таллине работали лучшие режиссеры России, лучшие актеры. Сегодня – это сложнее: и виза, и гражданство, и прочее.

Возникла большая потребность в некой координации усилий и действий. Для обсуждения этого вопроса мы собрали круглый стол деятелей театров стран СНГ в декабре прошлого года в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума, который был посвящен 25-летию создания СНГ. В ходе дискуссий участники круглого стола предложили создать организацию, которая будет собирать информацию о новых театрах, помогать им с поиском партнеров, реализовывать совместные проекты, в т.ч. образовательные. Одна из целей создания ассоциации – использование театральных площадок не только для постановок, но и выставок, и концертных программ и т.д. Именно поэтому на собрание Ассоциации мы пригласили представителей Театрального музея, Исаакиевского собора и театров, где ведется выставочная деятельность.

 

Чувствуете ли Вы потребность, в том числе, на постсоветском пространстве, в русском театре, в русской культуре? Есть ли запрос от зрителя?

 

У зрителя есть потребность в хорошем искусстве. Присутствует, конечно, и какая-то ностальгия по языку, но человек не пойдет послушать русский язык, но пойдет посмотреть хороший спектакль. В этом направлении мы работаем вместе с Союзом театральных деятелей: мы развиваем и практику обмена постановочными бригадами с русскими театрами за рубежом, и реализуем образовательные программы для актёров, и устраиваем читки, чтобы новая, нынешняя российская драматургия появлялась на сцене. Подобное содействие и помогает сделать хороший театр, театр с большой буквы.  

 

Проявляет ли интерес не русскоговорящая аудитория к постановкам русских театров за рубежом?

 

Культура в этом смысле, без ложного пафоса – многонациональна. Она не зависит от страны в которой находится театр, хотя каждый из них имеет свою национальную специфику и в манере исполнения, и в литературной основе. Театр – это всегда некое единое культурное поле, и он должен быть открыт для всех. Так, например, в Риге и Таллине осуществляется синхронный перевод постановок в русских театрах на государственные языки, хотя там достаточно большой процент русскоязычного населения. Я считаю это признаком хорошего тона.

 

Существует ли разница в репертуарах русских театров в зависимости от региона? Есть ли преференции, есть ли что-то, что зритель воспринимает лучше?

 

Здесь нет единой модели. Как правило, лучше принимают классику. Это происходит в силу того, что большую часть аудитории составляют люди старшего поколения, приверженцы более традиционного театра. Они тянутся больше к чуть консервативному театру, где есть сюжет, любовь, слезы, а не к театру авангарда. Поэтому классика в этом смысле дает основания для постановки спектаклей традиционного русского репертуарного театра.

Однако, все большую популярность приобретает и современная драматургия, которой интересуется молодое поколение. На наших образовательных программах мы постоянно знакомим аудиторию с новым материалом, это очень важно. Но вопрос здесь не только в драматургии, а в том или ином театральном языке, который на сценах русских театров реализуют молодые национальные режиссеры, на них возлагается большая надежда.

 

Приедет ли в этом году представители стран дальнего зарубежья, или большая ориентация на страны бывшего СССР?

 

Это может прозвучать громко, но мы ориентируемся не на географию, а на хорошие спектакли. Если есть хорошие театры, мы, конечно, их приглашаем. В этом году приезжают театры из Тбилиси, Вильнюса, Донецка, Могилева.

Приятно, что стало из чего выбирать. Честно говоря, долгие годы русскоязычные театры в СССР жили на положении «старшего брата»: они почивали на лаврах, и в результате многие отстали от времени. И когда этих преференций не стало, то многие растерялись, где-то поменялись художественные лидеры, время требовало конкурентной борьбы на театральном поле.

Первое время было сложно, но позднее стали появляться и новые театры, и новые режиссеры. Без ложной скромности скажу, что в этом есть и заслуга «Встреч в России», и центра поддержки Союза театральных деятелей. Мы с каждым годом видим, что уровень постановок растет. В целом я считаю, что русский театр на постсоветском пространстве существует и активно развивается и как явление культуры, и как явление коммуникации; и мы в Ассоциации будем делать все, что в наших силах, чтобы ему помогать.

 

Говоря о театральных постановках в рамках Фестиваля, на что посоветуете сходить?

 

В первую очередь, заслуживает внимания театр, просто по своему уровню, постановкой которого мы открываемся – это Рижский театр им. Чехова. Также к нам приедут очень интересные кукольные театры из Еревана и Могилева. В порядке исключения мы пригласили в качестве гостя один российский театр – известнейший академический театр из Татарстана.

Но из опыта скажу, что на каждый фестиваль приезжают не только известные режиссеры и постановки, но и совсем новые. И вдруг то, что ты не считал приоритетным, но достойным, становится сенсацией фестиваля, ведь иначе все было бы предсказуемо и малоинтересно. Поэтому ждем – ждем – ждем на все спектакли.

 

В завершение разговора, как воспринимает петербургский зритель эти постановки?

 

Больше всего радует то, что есть определенный имидж уже не у отдельных спектаклей, а у бренда Фестиваля в целом. Когда мы только начинали фестиваль «Балтийский дом», зрители хотели в основном попасть на отдельные постановки известных режиссеров: Някрошюса, Херманиса, Коршуноваса. Сейчас же продаются билеты на все спектакли Фестиваля, люди даже могут и не знать ничего о постановке. В рамках «Встреч в России» перед каждым спектаклем мы устраиваем презентации театров – выходит, скажем, директор и рассказывает о жизни русского театра в Грузии и о его постановках. И судя по количеству гостей на этих презентациях, мы можем говорить о большом интересе петербургского зрителя к явлению русского театра в целом, а не только к отдельным спектаклям, что приятно.

 

Спасибо Вам.