Музей истории религии представляет выставку тайваньской новогодней графики

Музей истории религии впервые стал участником проекта, который отмечает в 2017 году свой 15-летний юбилей. Основная задача Триеннале - показать современное состояние графического искусства, проследить пути его развития, продемонстрировать различные направления и формирование графической манеры и технологий. Цель проекта - выявить достижения в современном искусстве графики, укрепить межрегиональные и международные связи. 

Каждую весну рыбаки коренной тайваньской народности ями, проживающие на Острове Орхидей, ждут появления летающих рыб. Тысячелетиями этот народ встречает новый год - время обновления всего сущего - вместе с летающей рыбой, а их исчезновение знаменует конец времён, но только до тех пор, пока стаи летающих рыб вновь не покажутся на горизонте. 

Сюжет с летучей рыбой для китайского изобразительного искусства также не случаен. Согласно одной из наиболее популярных китайских легенд карп плывет по реке Хуанхэ к месту нереста против течения. Настойчиво преодолевая пороги, карп прыгает над водой, а наиболее упорный и целеустремлённый, преодолевая символические "Ворота дракона" превращается в Дракона и взлетает в небо. В этой ипостаси рыба является благопожелательным символом для скорого карьерного взлёта. 

Наибольшее распространение этот сюжет получил в китайской лубочной картине няньхуа (букв. «новогодняя картина»). Название няньхуа определено тем, что основная часть картин продается в преддверии Китайского Нового года (Чунь Цзе) по лунному календарю, но кроме того, определенные типы няньхуа пользуются популярностью перед праздниками Начала лета (Дуаньу) и Середины осени (Чжунцю). Основной тематической линией няньхуа является культ благопожеланий — счастья, богатства, долголетия, обилия сыновей.

На выставке "Сезон летающих рыб" представлены 45 работ-победителей ежегодного конкурса няньхуа, организованного Тайваньским Министерством культуры и Музеем изобразительных искусств. Все графические работы созданы в период с 2000 по 2017 гг. Разделы выставки рассказывают о китайском народном календаре, религиях Китая, взаимоотношениях с западным миром, а также о коренном населении острова Тайвань. Дополняют выставку предметы из коллекции Музея истории религии, в частности, датированные началом ХХ века китайские народные картины и амулеты, собранные и привезённые в Россию известным отечественным синологом академиком В.М. Алексеевым. Среди них - благожелательные лубки с изображением персонажей традиционного для стран Восточной и Юго-Восточной Азии лунного сельскохозяйственного календаря: зайца, дракона, тигра, лошади. 

Часто благопожелания предстают перед зрителем в зашифрованном виде - в виде игры созвучий - омонимов. Под каждой работой располагается перечень основных символов, использованных в представленных на выставке няньхуа. Обратившись к словарю, зрители смогут самостоятельно дешифровать "ребусы" китайской лубочной картины. 

Тайваньское искусство органично произрастает из китайской художественной традиции, но при этом на протяжении всей своей яркой истории она испытывала сильное иноземное влияние. Тайваньская культура впитала в себя значительный пласт японской и американской культуры, в результате чего сложился особый синкретичный язык тайваньского искусства, основанный на сложном диалоге китайской традиции и модернизма, выстроенного по западному образцу, особенно ярко этот язык проявился в графической работе художника Се Шэнминь «Вставай, Тайвань!».

В рамках открытия выставки 20 июня в 17.00 состоится встреча с тайваньским художником г-жой Ян Вэньюй, участником выставки «РИСУЯ СЧАСТЬЕ».

Гости музея узнают об истории и отличительных особенностях китайской народной картины «няньхуа», её эволюции и бытовании в современном культурном пространстве, также в рамках встречи госпожа Ян расскажет о традиционных и современных техниках печати, особенностях материалов и гравировальных инструментах, и, конечно же, познакомит со своим творчеством.

 

20 июня - 19 июля 

Государственный музей истории религии (Почтамтская ул., 14) 

Билеты на сайте или непосредственно в кассах музея. 

Выставка проходит под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума.