Лучшие практики культурных проектов со всей России обсудили на панельной сессии «Региональная культура – точки роста»

23 июня в рамках первого международного культурного форума «Байкал-Тотем» состоялась панельная сессия «Региональная культура – точки роста», участники которой поделились лучшими практиками в области развития культурных проектов в регионах России.

Сессия организована Санкт-Петербургским международным культурным форумом и Министерством культуры Российской Федерации и продолжает серию выездных мероприятий деловой программы Форума в течение года. Такие мероприятия являются платформой для обмена лучшими практиками проектов в области российской культуры: как региональных, успешных на федеральном уровне, так и федеральных, расширяющих свою деятельность в регионах.

В дискуссии на первом международном форуме «Байкал-Тотем» приняли участие руководители ведущих федеральных и региональных учреждений культуры и представители Министерства культуры Российской Федерации.

 

Олег Иванов, руководитель Проектного офиса Минкультуры России (ФГБУК «Роскультпроект»), выступил по теме «Новая модель государственной культурной политики: региональный срез».  Он рассказал о  той масштабной работе, которая ведется в регионах. Расширяется инфраструктура: строятся новые многофункциональные культурные центры – с 2013 по 2016 годы на эти цели было выделено 1,9 млрд рублей и  построено 37 культурных объектов в самых разных городах России. Создаются инновационные культурные комплексы, которые отличает современная архитектура и отличное техническое оснащение, – такие как открытые в 2015 г. центры в Первоуральске и в 2016 г. в Калуге, а также комплекс на о. Русский, открытие которого запланировано на 2017-2018 гг.  

Впервые за 30 лет развернута активная кинофикация регионов: на это выделено 2, 155 млрд рублей, на которые построят 437 кинозалов, 223 из которых на сегодня уже открыто и 214 откроется в этом, 2017 году.

В рамках Программы Минкультуры России по строительству и капитальному ремонту сельских домов культуры, которая реализуется параллельно с ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», в 2017 году выделяется 1,5 млрд рублей. На эти средства регионы смогут реконструировать 78 сельских ДК, включая те, которым требуется капитальный ремонт, и построить 40 новых, которые, как подчеркнул Олег Иванов, должны стать современными востребованными центрами культурной общественной жизни, где есть все возможности для творчества и совместного культурного досуга.

Проблема культурного досуга в населенных пунктах, где живет 50 тыс. человек и менее, конечно, актуальна. Но и крупные культурные объекты в регионах зачастую требуют кардинальной реконструкции и реконцепции. В рамках этого направления ведется строительство и реконструкция таких важных объектов, как Нижнетагильский драматический театр, Хакасский краеведческий музей, Казанской башни Кирилло-Белозерского монастыря  в Вологодской области, Омский музей истории «Вознесенский собор», а также ряда храмов и других объектов культурного наследия.

Не менее важна и поддержка со стороны Минкультуры России региональных, муниципальных и детских театров: на региональные постановки ежегодно выделяются гранты в объеме 120 млн рублей, а 149 театров в 56 субъектах Российской Федерации получат в 2017 году 670 млн рублей на поддержку своей творческой деятельности.

И это только некоторые направления, о которых успел рассказать в рамках сессии руководитель Роскультпроекта. А есть еще много других проектов, том числе инновационных, с активным применением высокотехнологичных решений, –  «Большие гастроли», «Филармонические сезоны», программа «Виртуальный концертный зал», Национальная электронная библиотека, интернет-портал «Культура.рф». «Все это делается для того, – подчеркнул Олег Иванов, – чтобы жители большой страны получили прямой доступ к богатствам большой культуры».

 

Инновационный, креативный подход к формированию культурного предложения необходим для того, чтобы учреждение культуры, например музей, было не только хранилищем культурных артефактов, а эффективным популяризатором культуры и центром притяжения для горожан. Эту актуальную тему затронула директор Красноярского музейного центра «Площадь мира» Мария Букова в своем выступлении «Музей настоящего: как, зачем, для кого».  

«Красноярск – музейный город, здесь больше всего музеев на душу населения, – рассказала Мария Букова. – Переориентация 13-го филиала Центрального музея Ленина в Красноярский музейный центр в 1991 году открыла нам новые перспективы. Это был мощный рывок в сторону сложной культуры, европейского уровня организации событий. Мы выбрали вектором развития работу с региональной спецификой в области современного искусства и современных культурных практик, и наш выбор, как показало время,  оказался верным: мы сделали музей не просто местом хранения, а местом проектирования и прогнозирования культурных ценностей. Мы делаем актуальные проекты, востребованные зрителем: в 1995 году мы впервые провели Красноярскую музейную биеннале, а в 2002-м придумали «Музейную ночь». За наши крупнейшие проекты мы получили престижные награды – Приз Совета Европы, приз «Инновация». И я считаю, чтобы оставаться успешным и востребованным, надо постоянно быть в диалоге со своим зрителем. Музей – это площадка для высказывания мнений, а не для их навязывания».  

 

Денис Рубин, программный директор Музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург) согласен, что  диалог – самый эффективный путь к зрителю. «Музей современного искусства должен быть мультиформатной и кросс-культурной площадкой, - уверен он. – То, что «висит на стенах», – лишь часть большого процесса. Современное искусство, в силу его субъективности, неочевидности, непроверенности временем – основа для споров, и приходится прикладывать больше усилий для просвещения зрителя, объяснения экспозиции. Поэтому успех проектов, связанных с современным искусством, на мой взгляд, кроется в тонкой настройке при планировании программ, синтезе искусств и балансировании между элитарной и массовой культурой».

 

Интересно, что и самые, казалось бы, классические культурные учреждения,  такие как Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского или Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, инициируют активный диалог со зрителем.

Именно таким «диалоговым» проектом стала Лаборатория современного зрителя, о которой рассказал исполнительный директор Пермского оперного театра Андрей Борисов в своем выступлении «Страсти по опере: Стратегия развития Пермского театра оперы и балета». Он также коснулся очень интересной темы – продвижения культурного объекта. «Мы сделали ставку на привлечение в свои оркестры, балетную труппу и хоровые коллективы высококлассных артистов, – отметил он. – И вот с такими звездными коллективами мы записываем диски, которые продаются по всему миру. Для этого развиваем сотрудничество с известными звукозаписывающими компаниями – «Альфа» (Франция) и Sony Classical. Практически в каждом музыкальном магазине можно купить диск с записями наших коллективов – какая реклама может быть лучше? И конечно, на продвижение работают международные проекты: например, мы организуем Международный Дягилевский фестиваль, а также участвуем в Зальцбургском фестивале в Австрии».

 

Ольга Хомова, директор Государственной капеллы Санкт-Петербурга, поделилась опытом развития мультикультурного комплекса на базе академического учреждения культуры. «Сегодня Капелла объединяет практически все виды искусств», –  сказала  она.

 

Елена Сабинина, директор по связям с общественностью Приморской сцены Мариинского театра, рассказала вызовах и перспективах деятельности федерального театра в Дальневосточном федеральном округе. Основные планы здесь на сегодня –просветительские и образовательные программы Приморской сцены, а также Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский», который пройдет с 15 июля по 13 августа 2017 года. В рамках фестиваля, приуроченного к  135-летию Игоря Стравинского и 85-летию Родиона Щедрина, состоится 40 концертов и спектаклей на 7 площадках Дальнего Востока во Владивостоке, Уссурийске, Южно-Сахалинске и за рубежом – в Китае, Южной Корее и Японии.

 

И, конечно, один из самых насущных вопросов на сегодня – включение в культурный контекст подрастающего поколения, передача детям и юношеству духовного наследия. В этом плане невозможно переоценить роль чтения. Многие педагоги задаются вопросом, как развить интерес к книгам у детей в эпоху гаджетов и легкодоступного интернет-контента, который далеко не всегда соответствует высоким критериям качества. Римма Раппопорт, соавтор руководства «100 проектов в поддержку чтения», рассказала об обмене лучшими региональными практиками по работе с детским чтением.

«Поддержка детского и молодежного чтения – приоритет государственной образовательной политики. Читательские проекты – инструмент формирования имиджа культурного региона и национальной культуры в целом, культуры чтения и культуры авторства. Но такие проекты будут успешны только тогда, когда создаются по принципу не «чтение для детей», а «чтение вместе с ними», - подчеркнула  Римма Раппопорт.

           

Контакты для СМИ:

           

По запросам к спикерам мероприятия:

            Пресс-служба Санкт-Петербургского международного культурного форума

            Светлана Гуляева

            +7 960 244 0853

            Email: s.gulyaeva@culturalforum.ru